Диагностика панкреатита у кошек с помощью определения концентрации fPL
Диагностика панкреатита у кошек с помощью определения концентрации панкреатической липазы (fPL) является сложной задачей, особенно в случае скрытого протекания болезни. В этой статье была рассмотрена эффективность использования концентрации fPL в крови кошек для диагностики панкреатита.
Ретроспективное исследование и диагностическая ценность концентрации fPL
Во время ретроспективного исследования было проанализировано 274 больных кошки, чтобы оценить диагностическую ценность концентрации fPL. За период в четыре года были изучены клинические истории животных и измерена концентрация fPL в крови.
Это исследование стало самым обширным в области клинической оценки концентрации fPL для диагностики панкреатита у кошек , так как количество изученных животных значительно превысило предыдущие исследования.
Исследование включило больных кошек как с панкреатитом, так и без него, чтобы охватить широкую популяцию животных. Однако большинство ветеринаров подозревало наличие панкреатита при обнаружении повышенной концентрации fPL в крови.
Каждая кошка была отнесена к одной из четырёх категорий на основе клинических признаков, ультразвуковых изменений, цитологии и/или гистопатологии:
• Определённый панкреатит – категория присваивалась кошкам, у которых были выявлены цитологические и/или гистопатологические признаки панкреатита.
• Вероятный, возможный и маловероятный панкреатит – категоризация основывалась на клинических данных, минимальной базе данных и результатам ультразвукового исследования.
Исследователям не удалось определить, была ли категоризация произведена одним автором или тремя. Предыдущие исследования, использующие аналогичную категоризацию, также сообщали о расхождениях в классификации случаев.
Что показало исследование?
Результаты исследования показали, что только у 9 кошек критерии подходили для «определённого» панкреатита. Интересно, что у 3 из 9 кошек концентрация fPL была в пределах нормы, а у 1 кошки концентрация fPL находилась на границе нормы (3,5–5,3 мкг/л). Причина таких результатов остаётся неясной в связи с ретроспективным характером исследования.
Как и в предыдущих исследованиях, использование концентрации fPL для диагностики панкреатита у кошек демонстрировало низкий уровень ложноположительных результатов (10%). Однако этот показатель может быть ещё более низким, так как у некоторых кошек с панкреатитом могут отсутствовать клинические признаки на ультразвуковом исследовании.
Исследование также показало, что не все кошки с панкреатитом имеют повышенную концентрацию fPL в крови. Это может быть связано с тяжестью или хроническим течением болезни. Но, возможно, количество истинно положительных результатов было недооценено из-за ложноотрицательных диагнозов на ультразвуковом исследовании.
Исследовались и другие биохимические маркеры. Но не было обнаружено существенных различий в уровне альбумина, общего кальция, активности АЛТ и ЩФ между группами с «определённым» и «вероятным» панкреатитом, а также между группами с «возможным» и «маловероятным» панкреатитом. Разница в концентрации билирубина была выявлена, однако она не считалась клинически значимой.
Какие выводы можно сделать?
Для диагностики панкреатита у кошек и исключения других дифференциальных диагнозов или сопутствующих заболеваний необходимо внимательно интегрировать все доступные клинические данные, включая историю болезни, минимальную базу данных, результаты ультразвукового исследования, физическое обследование и концентрацию fPL в крови.
В ретроспективном исследовании был подтверждён низкий уровень ложноположительных результатов при использовании концентрации fPL для диагностики панкреатита у кошек. Повышенная концентрация fPL в крови (более 5,3 мкг/л) была редкостью у кошек без панкреатита. Следовательно, наличие панкреатита нельзя исключать на основе нормальной концентрации fPL в крови у больных кошек.